среда, 26 марта 2014 г.

Хохот шамана

Начинаю обзор своих любимых книг, оказавших влияние на мою писательскую деятельность. Главное в моей коллекции - необычный взгляд на нашу реальность, необычное понимание путей жизни.

Владимир Серкин – Хохот шамана 
ещё одна ссылка

Север Магаданской области и Чукотки. Триста лет назад где–то по одной из многих возможных траекторий здесь прошли казаки – землепроходцы. В первой половине двадцатого века по маршрутам аналогичным казачьим, но с востока на запад прошли несколько групп сбежавших заключенных или совсем выдающиеся одиночки. В тридцатых – семидесятых очень редким несистематичным зигзагом прошли геологи. С тех пор эвелнов никто не беспокоил. Все контакты с современной цивилизацией устанавливали и регулировали они сами. Они могут сходить в поселки, а вот из поселков до них никто добраться не может. Трудно и некогда.
Примерно посередине между маршрутами эвелнов и угасающими из–за истощения золотых россыпей поселками на побережье живет иногда Шаман. Его национальность и возраст неизвестны. В книге приведены обработанные фрагменты дневниковых записей диалогов автора с этим человеком, живущим необычайной жизнью.

Шаман производит (и сейчас) тревожащее впечатление своей внесоциальностью. Однажды вечером, когда мы стояли на вершине и смотрели на далекий, оранжевый в лучах заходящего солнца Магадан, я глянул на Шамана и вдруг понял, что ему все равно, что будет с городом и людьми. Он не настроен враждебно, но не настроен и доброжелательно. Иногда Шаман ведет себя как добрый дедушка - учитель, иногда - мне кажется, что за человеческим обликом скрывается другое существо. Возможно, что многие десятилетия (?) жизни с другими существами наложили на Шамана этот странный отпечаток.

После выхода в Магадане в 2001 и в 2003 годах первых фрагментов записей, многие читатели говорили мне, что записи похожи на тексты К. Кастанеды.
Сравнивая концепции Шамана и дона Хуана, укажу лишь на фундаментальное различие их в понимании сущности человека, которое определяет и различие их действий: дон Хуан считает, что человек - воспринимающее мир существо и использует “описания”; Шаман считает, что человек и другие живые творят мир, и использует “практики” (деятельность).
Когда я рассказал ему гипотезу лингвистической относительности и детерминизма, Шаман заявил что мой язык вносит ограничения и в саму гипотезу. Он считает, что ее следовало бы сформулировать и назвать гипотезой относительности практик, так как человек вообще не может говорить о том, что не практикует.

- Почему язык может меня ограничивать?
- Слова твоего языка обозначают предметы и действия, но мир не состоит из предметов и действий.
- Из чего же он состоит?
- Из того, что ты о нем думаешь.
- Я спрашиваю о реальности.
- Ты можешь думать только о том, что ты делаешь, и это - твоя единственная реальность.
- А как думать о другой реальности?
- Ты видишь летящую чайку и говоришь: “Чайка летит”. Это твоя реальность. Древний чукча говорит слово, обозначающее: “Дух побережья проявляет себя в чайке, и я понимаю этот знак”. Он это делает, такое понимание - часть его практики, и это - его реальность.
- А есть единая реальность для всех?
- Только на уровне совпадения практик.

А вот отрывок про местных жителей эвеленов и не только про них:
- Ну, они не умеют считать, нет чертежей. Как строят такие байдары?
- Решают построить и строят, глядя на другие байдары.
- То есть даже мастеров специальных нет?
- Главное - не умение, а целеполагание.
- Это, наверное, специфика их культуры?
- Любой культуры.
- Ну, у нас судна не построишь на одном намерении.
- Кто Кузьма по образованию?
- По - моему, бывший артиллерист.
- А Вовчик?
- Радиоинженер.
- А Генка?
(Кузьма, Вовчик, Генка – знакомые автора)
- Понял. Среди них нет ни одного судостроителя.
- А как они построили свое судно?
- Сам видел. Резали заброшенный флот и варили свое прямо на песке.
- Хорошее?
- Сносное, наверное, хорошее.
- Не лукавь. Судно отличное. Лучше заводских. Раньше их называли беспроектными, а сейчас рыбнадзор и погранцы называют беспредельными из - за ходовых и штормовых качеств. Ну и как они его сделали?
- Действительно. Не задумывался.
- Говорю тебе: у них была цель, и они начали действовать. Остальное - приложилось.
- Эвелны в городе слабы, потому что не имеют цели?
- Да. Пока меняют - покупают, хорошо держатся. А потом начинают болтаться без цели... .

Или о любви:

- То есть люди, которые не любили взаимно, не смогут жить долго?
- Если они не пережили взаимной любви, у них не будет мужества нагонять волну своей жизни.
- Достаточно такого мужества?
- Его достаточно, чтобы учиться.
- Всем надо рекомендовать любовь?
- Любовь нельзя рекомендовать. Многие инстинктивно избегают любви, потому что она их покалечит или убьет.
- То есть мужество есть еще до любви?
- Ты же учился больше двадцати лет, прожил полжизни в Москве. Ты забрался холодной зимой в это место, чтобы спрашивать меня о любви? (Смеется.)
- А зачем еще стоило сюда забираться? (Смеемся оба.)
- Это - как в твоей науке о способностях. Задатки мужества и игры есть, но развиться они могут только в любви.
- Кто учит нагонять волну своей жизни?
- Человек учится сам.
- С чего начинать?
- Добейся чего-нибудь в жизни и откажись от этого.
- Начинать с асоциальности?
- Асоциальны те, кто не любил и не может ничего добиться. Беглецы от общества. Какое мужество у беглеца?
- Нужно сделать карьеру, добиться признания?
- Не обязательно. Но чтобы твердо знать, что ты - не беглец от общества, желательно.
- Но потом практически невозможно отказаться.
- Еще невозможнее, чем ты думаешь. Нужно отказаться еще и от себя, добившегося успеха.
- Как же жить, отказавшись от себя?
- Не от себя, а от надувшегося от успехов. Только тогда ты и будешь сам, истинный.
- Другого пути нет?
- Если ты не откажешься, то будешь очень социальным. И не позволишь себе нарушать социальное правило о сроках жизни.

- Снежные люди есть?
- Да.
- Ты видел их?
- Да.
- Как они выглядят?
- Для человека очень устрашающе.
- Они опасны?
- Нет. Мы им безразличны.
- Все же, как они выглядят?
- Представь себе человеко-медведя с горящими глазами и очень хищной мордой.
- Почему же их никто не может поймать?
- У них на одно чувство больше, чем у нас. Человеческая охота на них была бы похожа на охоту слепых на зрячего.

4 комментария:

  1. День задался, потому что исполнилась маленькая надежда. Даже не знаю найдутся ли слова ее выразить. Встретить человека, которому есть что сказать - огромная удача... Андрей, с благодарностью отношусь к Вашей инициативе и с большим удовольствием буду читать, написанное Вами

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Попытаюсь писать интересно! Моё творчество на
    http://www.proza.ru/avtor/andru47
    Там же в конце страницы ссылки на другие мои ресурсы!
    Если есть тема для обсуждения - пишите!

    ОтветитьУдалить
  3. До слёз приятно читать комментарий Анонимного. Я тоже так думаю.

    ОтветитьУдалить