понедельник, 5 мая 2014 г.

Халиль Джебран "Пророк"

  Как соблазнительна продажа,
   Где за тебя дают тебе.
   Ты будешь в прибыли и даже
   Почти хозяин сам себе.
   Ты будешь делать что угодно,
   И не покинешь прежний дом,
   Ты будешь в целом-то свободным,
   И лишь немножечко - рабом.
   Не хочешь, нет? Но к сложной гамме
   Переживаний ты готов,
   И ходишь, ходишь тут кругами,
   А это - рынок для рабов.
Галина Воропаева


 Халиль Джебран (1883-1931) – известный писатель и философ – родился в Ливане, но впоследствии оказался в эмиграции в США. Его первые поэтические и прозаические сборники написаны на арабском языке, однако затем он писал и издавался на английском. Наибольшую популярность у читателей завоевало произведение «Пророк» (1923), органично соединившее философские идеи Запала и Востока с поэтической стихией книг Ветхого Завета и традиционной суфийской символикой.
В книге «Пророк» затронуто многое, что нам следует понять: о любви, о браке, о детях,…, о познании себя, о религии... Приведу здесь для примера его рассуждения о свободе. Ведь за неё люди так упорно борются!!  
И произносящий речи просил: — Скажи нам о свободе. И он ответил так: — У городских ворот и у очагов ваших домов я видел, как вы простирались ниц, молясь на свою свободу. Точно так же рабы простираются перед тираном и хвалят его, хотя он казнит их. И в роще у храма, и в тени крепости я видел, как даже самые свободные из вас носят свободу свою как ошейник и наручные цепи. И сердце мое облилось кровью, потому, что вы можете быть свободными лишь тогда, когда желание быть свободным навсегда станет вашей привычкой, и вы перестанете говорить о свободе как о вашей цели и высшем предназначении. Вы будете воистину свободны, но лишь тогда, когда ваши дни станут полны забот, а ваши ночи будут полны желания и грусти. И когда, оплетенные ими, вы вырветесь и подни­метесь над жизнью, хотя и обнаженные, но сбросившие все эти путы — тогда вы свободны. Разве можете вы подняться над своими днями и ночами, не разорвав цепей, которыми вы опоясалисвое будущее еще на рассвете вашего понимания вещей? Ведь то, что вы зовете свободой, — это самая прочная из цепей, и звенья ее сверкают на солнце и ослепляют ваши глаза. И что, как не частицы вашего "Я", должны вы раздробить, чтобы стать свободными? Если есть несправедливый закон, который вам хотелось бы отменить, помните — этот закон был когда-то начертан вашей рукой на вашем собственном лбу. И вы не сотрете его, даже если сожжете свои книги законов, и не смоете его со лбов ваших судей, хоть выльете на них все ваше море. И если вы собираетесь лишить власти тирана, посмотрите сперва, уничтожен ли трон его, возведенный в вашей душе. Ведь тиран может властвовать над свободными и гордыми, если только внутри их свободы есть тирания и внутри их гордости прячется стыд. И если вы хотите сбросить с себя какую-либо заботу, значит, эта забота была выбрана вами самими, а не возложена кем-то на вас. И если вам хочется рассеять свой страх, помните, гнездо этого страха лежит в вашем сердце, а не в руке того, кого вы боитесь. Поистине все движется внутри нас как светлые пятна и тени, переплетенные вместе. Поистине все движется внутри нас в постоянном полуобъятии — то, чего вы желаете, и то, чего вы боитесь, отвратительное и почитаемое, то, к чему стремитесь, и то, чего хотели бы избежать. Все эти вещи движутся внутри вас как светлые пятна и тени, переплетенные парами вместе. И когда одна тень рассеивается, сливаясь со светлым пятном, и исчезает, то, что остается, ста­новится тенью для другого, более яркого света. Так  же и ваша свобода — вырвавшись из кандалов, она превращается в цепи для еще большей свободы. 

3 комментария:

  1. Как притягательны для толпы лозунги: «свобода, равенство, братство», а ведь всё это ложь. Братство возможно лишь на основе совместного труда: братство пекарей, строителей, артистов… Равенство – невозможно, так как все люди разные, также впрочем, как и равенство перед законом. Внешняя свобода – возможна только для Робинзона на необитаемом острове, а внутреннюю свободу – её ещё надо заслужить! Идти против мнения толпы не каждый сумеет!

    ОтветитьУдалить
  2. Процесс освобождения сложный и болезненный, но если уж познал ее внутреннюю, никакой силой не удержать, и заставить тоже. На это время нужно, события, действия, обстоятельства... Так происходит и на Украине, часть людей освободила себя изнутри, другая в плену...

    ОтветитьУдалить
  3. И именно те, кто не имеет своей внутренней свободы, так подвержены гипнозу абсурдных лозунгов, которыми управляют толпами.

    ОтветитьУдалить