пятница, 4 апреля 2014 г.

Добро – это путь

 Хочу Вам напомнить о замечательной женщине, писавшей свои сказки под псевдонимом Кармен Сильва, за которым скрывалась Елизавета_Нойвидская_(королева_Румынии) (1843 – 1916гг.)
Привожу здесь краткое содержание одной из её сказок, которая, к сожалению, является библиографической редкостью:  «Человек или три испытания»

В сказке идёт речь о посвящении юноши в ЧЕЛОВЕКА. 

В одной стране жили-были король с королевой, и был у них юноша-сын. Королева была очень доброй, ни один бедняк не уходил от неё без помощи. А королю это очень не нравилось. Вот он и выгнал королеву вон из дворца. Пошла королева в ближайший лес, да там и умерла… Много бедняков провожали добрую королеву в последний путь, а особо горевал о ней её сын. Был он смелый, добрый, но горячий и вспыльчивый. Завещала ему мать после её смерти не оставаться во дворце, а пойти на обучение к отшельнику, живущему в пещере в горах Буцеги.

Так и пришёл юноша к отшельнику, и долго плакал и жаловался на свою жизнь.
- Научи меня быть добрым, - просил он отшельника.
- Эммануил, дитя моё, - сказал отшельник, - старайся быть таким, как твоя мама, тогда и будешь добрым.
- Но сердце у неё не было такое бешеное и горячее, как моё, - сказал юноша.
- Почём ты знаешь, что и она раньше не была такой же, как ты?
- Таким, как я? Не может быть!...
- Она долго боролась с собой. Ты не знаешь, как трудно было ей бороться; она победила себя; победишь и ты, если любишь её, если хочешь быть добрым.
- Но она не страдала так сильно, как я.
- Дитя, дитя! Это твоё первое страдание, и тебе кажется, что ты страдаешь сильнее всех на свете. Ты думаешь только о себе, а она так не делала.
- О ком же мне думать? У меня никого больше нет!
- О ком?!...
И отшельник показал вниз, в долину, где перед глазами мальчика потянулись картины болезней и страданий других людей… Он увидел всех страдальцев, что приходили к его матери… И у каждого была своя история страданий… Идут они и идут и конца им, кажется, нет… Холодеет сердце у Эммануила, подкашиваются ноги.
Тихо провёл отшельник по его глазам, виденья исчезли, и погрузился мальчик в глубокий сон.
Долго спал юноша, зато проснулся полный сил.
- Теперь ты знаешь, для кого нужно жить? – спросил его отшельник, - ступай и служи им!

Пошёл юноша вниз к людям. По пути нашёл человека, упавшего со скалы. Взвалил его на спину и донёс до дома, где ждала отца дочь Рада. Много дней ухаживали Рада и Эммануил за раненым. Но не удалось спасти отца Рады. Умер он у них на руках. Что же делать теперь бедной девушке? Ночью приснился Эммануилу отшельник, который сказал:
- приведи девушку ко мне, я её воспитаю ради тебя. А сам иди в долину и служи людям. Так Эммануил и сделал.

Первое испытание
Спустился Эммануил в долину, зашёл в первый попавшийся домишко и попал в семью своего бывшего слуги. Того выгнали с работы, когда пропал принц. Так Эммануил остался работать в семье своего слуги Ильи, у которого была жена и много детей. Он возделывал землю Ильи и свой клочок, продавал урожай на рынке. Дети Ильи любили юношу, а Илья невзлюбил, и всё хуже и хуже с ним обращался. Свои деньги он часто отдавал нищим, а однажды, когда не хватило – отдал и одну монетку Ильи. За это Илья стал его избивать, Юноша хотел защищаться, но потом раздумал, ведь и он сам будучи принцем, один раз избил Илью. Люди прекратили избиение, и тогда Эммануил сказал:
- Теперь мы квиты, однажды я тебя побил, а сегодня ты.
С этими словами он ушёл из селения. Тут Илья признал в нём принца. Но юноша уже исчез.

Второе испытание
Юноша опять вернулся к отшельнику. Пещера стараниями Рады просто преобразилась. Юношу накормили, а он рассказал свою историю:
- За что я был так жестоко наказан? – спросил он.
- Помни, нельзя делать добро людям за счёт других, - ответил отшельник, - пока ты не поборол себя, не стал таким, как мать.
С тяжёлым сердцем юноша оставил отшельника и Раду и отправился обратно в долину.
Эммануил пришёл в город и поступил в обучение к аптекарю, со временем он стал прекрасным врачом – доктором Монсом. Его все любили и он спас многих больных, а однажды ему пришлось лечить маленького принца – своего сводного брата. Он и его вылечил. Несмотря на просьбы короля, который так и не узнал в нём своего сына, он не остался во дворце, а поспешил к отшельнику и Раде.

Третье испытание
Но Раду он у отшельника не встретил. Отшельник сказал, что послал Раду учиться вниз, в селение. Рада осталась там, и собирается выйти замуж. Эммануила был в ярости, что отшельник не уберёг его любимую, он схватил камень и ударил отшельника. Отшельник упал замертво, а юноша в ужасе убежал.

Эммануил бежал от людей в горы и поселился в пещере, вдали от людей. Со временем, он начал лечить пастухов, но ничего не могло облегчить его сердца от совершённого им преступления. Никто не знал его имени, и все стали называть его просто «человек».

А однажды Эммануил увидел свою Раду, которая везде искала его.
- Зачем ты здесь? – спросил он, - где твой муж?
- Я не вышла замуж, - ответила Рада, - я люблю тебя.
- Но я убийца, Рада! – простонал Эммануил.
- Нет, отшельник жив, - ответила Рада, - в тот страшный день я пришла к пещере и нашла его. Я делала для него всё, что ты делал для моего отца, и отшельник выздоровел.
- Но зачем он сказал, что ты выходишь замуж?
- Отшельник приготовил тебе последнее испытание, - хватит ли у тебя смирения и сил, чтобы отдать своё счастье другому человеку, достаточно ли ты любишь меня для этого. Ты не выдержал испытания, и как же ты страдал все эти годы! Теперь отшельник сказал мне, где ты, я тебя нашла, и мы можем идти домой.

Эммануил с Радой радостные отправились в свой дальнейший совместный путь.

А гора, где он жил до сих пор называется горой человека, или просто "ЧЕЛОВЕК".

Комментариев нет:

Отправить комментарий